Лимфома у кошек

Лимфома у кошек - злокачественное онкологическое заболевание лимфатической системы. У здорового животного лимфатическая система играет важную роль в иммунной защите против инфекционных агентов, таких как вирусы и бактерии. Лимфоциты (белые клетки крови) при данной проблеме изменяются, начинают самопроизвольно делиться, в результате чего в организме появляются опухоли.

Лимфома кошек является одной из самых распространенных раковых патологий (до 90%) у кошек. Чаще всего лимфосаркому обнаруживают в возрасте до 3 лет и от 7 до 15 лет. Данное заболевание относится к незаразным для человека и других животных.

Этиология лимфом у кошек

В настоящее время причины возникновения лимфом у кошек точно не установлены. Большинство раковых заболеваний возникает в результате сложного взаимодействия ряда факторов на процесс нормального роста и деления клеток тканей, приводящих к сбою в их функционировании и выходе из под контроля организма.

Во многом риск развития лимфосаркомы у кошек повышается в результате:

У молодых кошек (до 3-летнего возраста) доказана взаимосвязь между инфицированием вирусами лейкоза кошек (FeLV) и иммунодефицита (FIV) и появлением лимфомы в организме в 60% случаев.

Симптомы лимфомы у кошки

Симптоматическое проявление лимфомы кошек не является специфичным и носит весьма разнообразный характер, зависящий от пораженного органа и стадии процесса.

Существует 5 основных видов лимфом по анатомической зоне поражения:

Лимфома у кошекРис. 1. Алиментарная лимфома кошек с локализацией в подвздошной кишке, увеличение мезентериальных лимфоузлов.

Также различают стадии заболевания:

Наиболее часто первыми признаками заболевания является беспричинная анорексия, увеличение лимфатических узлов, общая слабость. Может отмечаться асцит, скопление жидкости в грудной полости, кашель. Может развиваться комплекс системных эффектов, так называемый паранеопластический синдром: анемия, тромбоцитопения, гиперкальциемия, моноклональная гаммапатия, нейропатия, раковая кахексия.

Диагностика лимфомы у кошек

При наличии онкологического процесса в организме вашего питомца, необходимо понимать, что эффективность лечения находится в прямой зависимости от стадии заболевания на момент проведения диагностики. Многие новообразования на начальных стадиях незаметны для владельцев кошек и могут не вызывать никаких клинических проявлений очень длительное время, поэтому рекомендуется приводить своего любимца на систематическое профилактическое обследование 1 раз в год, особенно если он находится в группе риска.

Для выявления наличия онкологического процесса у кошек проводится сбор анамнеза, полный клинический осмотр питомца, сдаются клинический и биохимический анализы крови, проводится обзорная рентгенография на наличие объемных опухолевых образований, при наличии показаний проводится ультразвуковое обследование (УЗИ) интересующей области. Все это дает общее представление о состоянии организма, наличии пораженных органов, но не дает возможности достоверно поставить диагноз лимфосаркома (рис. 2). Для подтверждения заболевания проводится цитологическое исследование образца клеток из измененной ткани и увеличенных лимфоузлов, это дает возможность в большинстве случаев подтвердить диагноз за короткий промежуток времени (3-5 дней). Для более точного определения типа опухоли сдается образец ткани или новообразование целиком на гистологическое исследование, по времени анализ занимает несколько недель.

Лимфома у кошекРис. 2. Результат цитологического анализа, характерного для лимфомы.

Также рекомендуется сдавать от кошек с подозрением на лимфому анализ крови на наличие вирусов FeLV и FIV, что влияет на дальнейший прогноз заболевания.

Лечение лимфомы у кошек

Лимфома - это заболевание хорошо поддающееся химиотерапевтическому лечению. В большинстве случаев кошки хорошо переносят химиотерапию, возникающие побочные эффекты своевременно купируются соответствующей коррекцией терапевтическими препаратами. Лечение лимфосаркомы направлено на уменьшение количества клеток опухоли и получение как можно более длительного периода ремиссии с сохранением хорошего качества жизни питомца. Так как данная патология является системным заболеванием хирургическое лечение неэффективно и носит скорее диагностический или вспомогательный характер (устранение закупорки кишечника, удаление объёмного образования и т.д.).

Дополнительно проводится терапевтическая коррекция общего состояния и симптоматическое лечение.

Не рекомендуется пытаться лечить лимфосаркому кошек самостоятельно. Диагностикой и лечением данной проблемы должен заниматься ветеринарный врач онколог.

Сеть наших клиник обладает всеми возможностями как для ранней, так и для точной диагностики опухолей кошек, а также для осуществления высокоэффективной помощи вашему питомцу.

Перспективы

Прогноз при диагнозе лимфосаркома кошек зависит от большого количества факторов, пораженных органов, стадии онкологического процесса и своевременности начала лечения.

Средняя продолжительность жизни животных с лимфомой без соответствующего курса химиотерапии составляет 4-6 недель.

При хорошем ответе опухоли на проведение химиотерапии и положительной тенденции в течение заболевания можно добиться продления продолжительности жизни животного в среднем до 3-х лет. При наличии вирусоносительства FeLV и/или FIV, отсутствии лечения, а также при плохом ответе лимфомы на химиотерапевтические препараты прогноз может ухудшатся до неблагоприятного.

Автор статьи: Чернышов Анатолий Викторович ветеринарный врач-хирург