Эпулис у собак

2. Виды эпулиса
  3. Диагностика эпулиса у собак
  4. Лечение эпулиса у собак

Ветеринарные врачи нашего центра чаще всего сталкиваются в своей практике с эпулисом на начальной стадии случайно, так как в большинстве случаев он появляется для владельцев не заметно и питомец не выказывает беспокойства. Как правило, это профилактический прием перед плановыми процедурами. В дальнейшем, когда эпулис достигает значительных размеров, хозяин может заметить его во время игры с собакой. Кроме того, он может вызывать беспокойство, травмироваться при жевании, приводя к кровотечению в ротовой полости и обильному слюноотделению, что, как правило, не остаётся без внимания хозяев.

Под эпулисом понимают опухолевидное соединительно-тканное образование округлой формы и разного размера. Располагается эпулис в ротовой полости на поверхности десны или в ее толще. Кроме того, они могут закрепляться непосредственно на кости. Эти опухоли не метастазируют. Эпулис встречается у собак разных возрастов, чаще у брахицефалических пород (боксёр, французский бульдог, английский бульдог).

Причины возникновения эпулиса у собак

Причины возникновения эпулиса у собак до конца не изучены. Существует мнение, что предрасполагающим фактором служит систематическое повреждение слизистой десны. Такие повреждения собаки получают при неправильно расположении зубов, нарушении прикуса, разгрызании твердых и острых предметов.

Виды эпулиса

Различаю у собак несколько разновидностей эпулисов.

А) Базальноклеточная карцинома (акантоматозный эпулис / акантоматозная адамантинома/ амелобластома). Это не метастазирующая опухоль, которая всегда агрессивно инвестирует кость. Данная опухоль берёт своё начало из базального слоя эпителия десны. Практически всегда идёт разрушение зубов и кости. На рентгеновских снимках врач может визуализировать процесс лизиса кости и зубов.

Б) Периферическая одонтогенная фиброма (оссифицирующий / фиброматозный эпулис). Это не метастазирующая опухоль из фиброзной ткани, располагается вдоль деснового края. Плотная, покрытая гладким не изъязвлённым эпителием. На рентгенограммах врач замечает различную степень минерализации, но без признаков инвазии и разрушения кости. Она плотно закрепляется на кости и это может послужить нарушением роста зубов.

В) Гигантоклеточная гранулёма. Данный вид эпулиса у собак может быть периферическим (берёт начало из тканей десны) и центральным (возникающую из кости альвеолярного отростка).

Периферическая гигантоклеточная гранулёма - не болезненное образование круглой или овальной формы с неровной поверхностью. При пальпации мягкая или упругая, цианично-богрового цвета. Берёт начало из ольвеолярной части челюсти, склонна к кровоточивости и медленному росту. Может достигать больших размеров, в связи с этим легко травмируется, на месте травмы образуются эрозии и язвы. Зубы в местах разрастания эпулиса часто расшатываются и смещаются. При микроскопическим исследовании визуализируется большое количество многоядерных гигантских клеток, включения гемоседерина, соединительная ткань пронизана большим количеством мелких сосудов и капилляров.

Центральная гигантоклеточная гранулёма схожа внешне с периферической. При микроскопии врач визуализирует фиброзную ткань с большим количеством геморрагий, скоплением многоядерных гигантских клеток, включения гемосидерина.

Г) Ангиоматозный эпулис. Данный вид эпулиса представлен фиброзной тканью инъецированной большим скоплением кровеносных сосудов. Растёт у шейки зуба , поверхность данного эпулиса чаще мелкозернистая, реже гладкая. Даже при лёгком незначительном травмировании склонен к кровоточивости.

Диагностика эпулиса у собак

Диагностика в нашем центре данной патологии проводится комплексно исходя из данных анамнеза (обильное слюнотечение, запах из ротовой полости, снижение аппетита, кровотечение из ротовой полости), клинического осмотра животного, рентгенографии и лабораторных исследований.

Эпулис у собакиЭпулис у собаки

Лечение эпулиса у собак

Лечение эпулиса у собак преимущественно хирургическое. Не стоит вызывать врача на дом. Проводится лечение непосредственно в условиях клиники и требует специальных знаний и опыта ветеринарного врача. Необходимо полностью удалить патологическую ткань с захватом здоровой ткани во избежании рецидива. В связи с этим врачу часто приходится удалять вместе с эпулисом часть изменённой надкостницы и поражённые зубы. При правильно выполненном оперативном вмешательстве прогноз, как правило, благоприятный. В некоторых случаях может понадобиться лучевая терапия или химиотерапия.